Мебельный Рентген или рассказ о силе таланта, умноженного на предприимчивость

Мебельная мануфактура Рёнтгена



Про мебельный Рентген - это маленькая шутка, ведь речь на самом деле пойдет не о рентгене, а о Рёнтгене (с ударением на первый слог). Сегодня мы расскажем вам занимательную историю о династии выдающихся мебельщиков и о мебельной мануфактуре Абрахама и Давида Рёнтгенов.

Родился Абрахам (Авраам) Рёнтген 30.01.1711 года в Мюльхайм-на-Рейне в Германии в семье мебельщика и к 20 годам он уже был подмастерьем, который поехал за знаниями и умениями сначала в Голландию (Гаага, Роттердам и Амстердам), а потом в Лондон (до 1738 года).

Основным стилем работ было рококо, а техникой - маркетри (перистый рокайль). Наибольшее влияние на Абрахама оказал английский мастер Томас Чиппендейл.




18 апреля 1739 года Абрахам женился на Сюзанне Мари Бауш, а в 1742 году он открыл свою мастерскую в Германии. Рёнтген стал хорошим мебельным мастером с тонким вкусом и довольно быстро приобрел популярность, а его покровителем был граф Нойвидский, который пригласил его в свои владения и, как сказали бы сейчас, предоставил налоговые льготы и снял ограничение на количество работников.
Мебельная мануфактура Рёнтгена славилась далеко за пределами Нойвида своим безупречным качеством, необычными и сложными конструктивными решениями, а также красотой изделий. За мебелью из мастерской Рёнтгена приезжали со всей Европы.

11.08.1743 года в семье Рёнтгенов родился сын Давид, который еще не раз появится в нашем рассказе. Нужно заметить, что в случае Абрахама Рёнтгена природа гения не отдохнула на его сыне, и Давид в полном объеме унаследовал талант отца и его умения, ведь в те времена дети ремесленников от рождения перенимали ремесло отцов.

Давид Рёнтген

В 1756-1763 гг для Европы настали смутные времена, которые получили название Семилетней войны, и Абрахам Рёнтген вместе с сыном бежали в Лондон, чтобы сохранить свое дело. Во время путешествия отец и сын разрабатывают новую маркетинговую стратегию: чувствуя назревшие изменения во вкусах богатых клиентов (в это время рококо, с его вычурностью, сменяет классицизм, со своей сдержанностью) Рёнтгены массово закупают новые материалы и начинают такое масштабное производство, которое в те времена даже трудно себе было представить, одних верстаков в мастерской стояло около ста штук. В мастерской мебельной мануфактуры Рёнтгенов работало множество профильных и очень талантливых мастеров (бронзовщиков, слесарей и т.д.).

С окончанием неспокойных времен Рёнтгены решают возобновить дело в Германии и одновременно сбыть мебель, выходящую из моды. Предприимчивый Давид провел беспрецедентную по тем временам акцию – мебельную лотерею в крупных городах– он продал билеты на свои лоты, и полученные деньги покрыли стоимость всей мебели. Давид возвратился в Европу, и в Брюсселе у него герцогом Лотарингии была заказана меблировка для замка. Бонусом ко всему герцог сделал Давиду протекцию, порекомендовав его жене короля Франции Людовика XVI Марии-Антуанетте.

В 1768 Давид возглавляет мастерскую в Гамбурге, а с 1770 года — в Нойвиде.
Прогрессивным изобретением семейства Рёнтгенов стала перевозка мебели в разобранном виде. У Рентгенов были свои склады в Париже, Вене и Берлине.

В 1774 году Давид Рёнтген переносит свою работу в Париж и получает статус придворного мебельщика французского короля.

В 1779 году Давид Рёнтген сделал в Париже большую выставку своих работ, на которой представил письменные столы со сложной механикой (двигались отдельные секции стола, что было невиданно по тем временам). В этот период для королевы Марии-Антуанетты было создано настоящее мебельное чудо-секретер с музыкальным и часовым механизмами с тайничками и множеством ящиков. Сие чудо «враждебной техники» обошлось французской казне в астрономическую сумму 80000 ливров — это сумма, за которую почти 300 среднестатистических семей могли прожить год. Этот проект сделал Давиду такую рекламу, благодаря которой его изделия стаи желанны во многих аристократических семьях Европы. В мастерских Рёнтгена в технике маркетри делали мебель с пасторальными сценами и цветочными орнаментами, а сам Петер Кинцинг, известный механик и часовщик, снабжал эту мебель хитроумными механизмами. Также сотрудничал с Рёнтгеном известный рисовальщик и гравёр Януариус Цикк.






















После 1780-го года Рёнтген одним из первых отказывается от маркетри и переходит к сплошной фанеровке ценными породами дерева (в основном красным деревом). Эти годы становятся вершиной славы мастера. В этот период интересы мэтра были направлены на Россию. В 1784 Давид доставил в Санкт-Петербург свою первую мебель. Среди привезенной мебели было известное «Большое бюро с Аполлоном» (произведено в 1783), которое понравилось императрице Екатерине II и было приобретено для её коллекции. Императрицей также было заказано шесть специальных шкафов, задуманных для хранения коллекций камней и медалей. Мастер даже реставрировал мебель императрицы в Эрмитаже.








Мастер проработал в Париже вплоть до 1789, когда мебельную империю Рёнтгенов разрушила Французская революция. Парижский склад был разграблен, и спрос на эксклюзивную мебель для монарших домов пошел на убыль. Самому мастеру посчастливилось сбежать в Германию.
В 1790 Давид ездил в Санкт-Петербург с Генрихом Гамбсом, своим учеником, который осел в России и существенно повлиял на будущее русского мебельного искусства.
В 1791-ом году Рёнтгена назначили поставщиком мебели при дворе короля Пруссии Фридриха Вильгельма II, и он получил титул первого краснодеревщика Европы. Для короля Рёнтген делает еще один венец мебельного творения, за который тот долгое время не мог выплатить долг перед мастером. Этим шедевром стал кабинет для письма, который был снабжен точными часами и сложнейшими музыкальными механизмами, многочисленные ящики выдвигались по нажатию кнопки под музыкальное сопровождение цимбал, флейты и курантов (в настоящее время экспонируется в Государственном музее прикладного искусства в Берлине).












01.03.1793 в Германии в в Херрнхуте умирает Рёнтген-отец, а Давид сворачивает бизнес, и до своей смерти 12.02.1807 года живет в немецком Висбадене.
Реакция

Отправить комментарий

0 Комментарии